Белинский о печорине статья

Любой значительный литературный тип появляется не случайно: создавая типический характер, автор отражает в нем закономерности жизни и эпохи и стремится воздействовать в определенном направлении на жизнь. В предисловии к роману Лермонтов отказывается быть «исправителем людских пороков» и только указывает «болезнь» - гибель лучших людей в обстановке реакции, утрату ими цели жизни, интереса к ней, мучительную раздвоенность их. Но указывая «болезнь», Лермонтов, в конечном итоге, отражал белинский о печорине статья самой передовой части русского общества избавиться от нее и заставлял задуматься над способами и средствами ее «излечения». В романе «Герой нашего времени» нет ни одного прямого политического высказывания, есть только намеки на внешние обстоятельства, подавившие честолюбие Печорина. Но показ в образе главного героя презрения к действительности, тоски по иной жизни, белинский о печорине статья действия делали роман революционно направленным. В конце 30-х - начале 40-х годов образ Печорина стал возбудителем прогрессивных настроений в русском обществе. Созданный Лермонтовым белинский о печорине статья выражал стремление автора и белинский о печорине статья части общества увидеть в жизни подлинного героя-борца, свободного от индивидуалистических пороков Печорина, но включающего в себя лучшие положительные качества. Революционизирующее значение образа Печорина превосходно уловил один из первых «критиков» романа - царь Николай Он завидел в Печорине «преувеличенное изображение презренного характера» и опасался, что последствием чтения романа явится «презрение или ненависть к человечеству» «ненависть к человечеству» следует понимать как ненависть к русской действительности. Называя Печорина «жалкой и мало привлекательной личностью», царь все же вынужден был признать какие-то «кажущиеся наилучшие поступки», хотя и с оговоркой, что они проистекают из отвратительных побуждений. Резкую опенку образу Печорина дали и многие реакционные журналисты: Сенковский, Бурачек, Полевой и др. Они объявляли характер Печорина преувеличенным, неприемлемым с моральной точки зрения, не отражающим никаких существенных сторон русской жизни. Смысл всех их высказываний сводился к белинский о печорине статья, чтобы отвести самую мысль о типичности Печорина для того времени. Оценка образа героя реакционными журналистами и царем очень показательна. На общем сером фоне николаевской России Печорин был слишком беспокойной фигурой. Он был непохож на тех людей, какие были желательными в России Бенкендорфа и голубых мундиров,- на людей, смирившихся, не рассуждающих, во всем согласных с официальной политикой. То, что делало Печорина неприемлемым в лагере врагов Лермонтова, определяло положительное отношение к нему Белинского - представителя наиболее демократического крыла русского общества. Нужно помочь ученикам правильно понять смысл статьи критика. Статья Белинского в отрывках прочитывается школьниками дома; вопросы учителя помогают остановиться белинский о печорине статья основных положениях ее. После беседы в классе делаются выводы, почему Белинский так высоко оценил созданный Лермонтовым образ, в чем он видел сходство и отличие Печорина и Онегина и как понимать его слова, что хотя Печорин белинский о печорине статья является «совершенным призраком в настоящем», можно думать о возможности для него «чего-то действительного в будущем» Белинский надеется на перемену общественных условий, которая повлечет изменение в судьбе незаурядных людей. Если в конце 30-х - начале 40-х годов образ Печорина заставил немало людей задуматься над жизнью и над необходимостью ее изменения, то уже с середины 40-х годов, в связи с несколько изменившимися общественными условиями, печоринская неудовлетворенность, трагизм его существования перестали побуждать людей к деятельности и будить их революционное сознание. В белинский о печорине статья условиях Белинский о печорине статья должен был возродиться белинский о печорине статья превратиться в деятеля. Однако продолжатели и подражатели Печорина, каких немало появилось и в жизни, и в литературе, повторяли лишь отрицательные черты печоринского типа и, помещенные в другие исторические условия, оказывались лишь смешными и жалкими, но не трагичными, как лермонтовский герой. Гончаров в статье «Мильон терзаний». Очень образно сказал об этом и Короленко в «Истории моего современника» слова эти вложены в уста учителя словесности : «С Печориными…, дело давно покончено. Из литературной гвардии они разжалованы в инвалидную команду, и теперь разве гарнизонные офицеры прельщают уездных барышень печоринским «разочарованием». Нужно и можно было действовать, и в литературу, как и в жизнь, пришли новые герои своего времени: Инсаровы, Базаровы, Рахметовы. И все-таки в каждую новую эпоху люди возвращались к созданному Лермонтовым образу, находя в белинский о печорине статья что-то близкое своему времени или лучше понимая его отличие от современников. Для доказательства этой мысли полезно в заключение белинский о печорине статья над образом Печорина показать, как по-разному поняли и представили его два художника, иллюстрировавшие роман Лермонтова: известный художник Врубель и советский график Трагизм судьбы и страдания Печорина волнующе переданы в известном рисунке Врубеля. Печорин лежит на диване, откинув одну руку; второю он подпирает голову; рядом с ним - открытая книга, которую он только что оставил, Врубелевский Печорин очень молод и полон сил. Невольно притягивает, как бы завораживая, его лицо, нервное, с выражением тоски и боли, глубоких страданий. Напряженная работа мысли отражается во взгляде: он не обращен ни на один из предметов комнаты, но в то же время его нельзя назвать отсутствующим, он сосредоточен на какой-то скорбной мысли. » Трагическая безысходность героя времени передана Врубелем с глубоким, проникновением в сущность лермонтовского образа. Смотря на врубелевского Печорина, читатель не может негодовать на него или строго его судить: этот поступающий порой жестоко человек сам слишком глубоко страдает для того, чтобы его можно было назвать эгоистом. Реалистически сделаны детали обстановки, помогающие понять характер и жизнь героя. Художник использует освещение, чтобы сделать центром рисунка лицо Печорина и особенно его взгляд. Этот Печорин не кажется молодым. Он старше врубелевского и белинский о печорине статья старше лермонтовского. На правой щеке у белинский о печорине статья обозначилась глубокая складка-морщина. Во взгляде нет острого страдания и тоски, как на рисунке Врубеля, а передана безысходность, опустошенность героя, сознание бесцельности и бессмысленности жизни. Печорин уже ничего от нее не ждет. Он пробегает в памяти прошедшее, но так и не знает, зачем он жил. Если врубелевский Печорин трагичен и в то же время полон сил, кажется еще способным осуществить свое «высокое назначение», то Печорин Шмаринова уже растерял силы необъятные и, глядя на него, веришь, что он может прийти к желанию умереть. Другие сочинения по этому произведению.



COPYRIGHT © 2010-2016 kpn3.ru