К методам воспитания относятся

Научно-практические конференции ученых и студентов. Авторские и к методам воспитания относятся монографии. Условия публикаций СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Калинковская Светлана Борисовна канд. Владимир E - mail : Современные требования к качеству образования студентов, отраженные в Федеральных государственных образовательных стандартах Высшего профессионального образования третьего поколения, свидетельствуют о том, что основной целью педагогов становится не передача молодым людям знаний, умений и навыков, а формирование у них ряда компетенций, что невозможно осуществить без специального педагогического инструментария, которым являются методы воспитания. Методы воспитания представляют собой модель организации деятельности педагога и воспитанников, которая конструируется с целью формирования у последних ценностного отношения к миру и к себе самому. Характерной особенностью методов воспитания является то, что в образовательной практике нельзя выделить среди них конкретную эффективную и неэффективную группу. Оптимизация подразумевает достижение наилучшего результата в заданных условиях. В ряде других словарей мы видим иной взгляд на данное явление. Так, например, в «Словаре иностранных слов» указано, что оптимальный результат не обязательно будет достигнут при минимальных затратах с максимальным показателем эффективности. На наш взгляд, данное определение наиболее приемлемо для образовательного процесса, так как при подготовке студентов в вузе существуют различные условия: разный уровень педагогической культуры и компетентности педагогов, различный уровень материально-технического обеспечения, различный начальный уровень сформированности личностных качеств обучаемых. Все это ставит педагогов в неравные условия их профессиональной деятельности. Именно по этой причине искать наиболее эффективные методы воспитания необходимо, отталкиваясь от определенных условий и возможностей к методам воспитания относятся образовательного учреждения и его сотрудников. Сложностью к методам воспитания относятся регулируемой воспитательной деятельности в высшем учебном заведении и к методам воспитания относятся к отбору наиболее оптимальных воспитательных методов для работы со студентами является тот факт, что, как считают многие исследователи педагогики высшей школы, образовательный процесс вуза должен быть направлен только на обучение студентов. Смирнов отмечает, что методы воспитания как самостоятельное явление в практике высшей школы с трудом поддаются выделению и классификации, ибо воспитание должно быть органически включено в процесс обучения. Данный исследователь к методам воспитания, возможным для использования при взаимодействии со студентами, к методам воспитания относятся метод личного примера в поведении к методам воспитания относятся, метод доверительного межличностного общения, проведение к методам воспитания относятся за рамками учебного плана культурные мероприятия, социально значимые акты, участие в общественной жизни и т. Мы, к методам воспитания относятся, должны согласиться со Смирновым Эти процессы выделяются условно только при применении человеком исследовательского метода абстрагирования. Так, например, проверяя выполнение домашнего задания и оценивая студентов, педагог использует методы поощрения и наказания, выставляя определенные баллы за выполненную работу, делая замечания по поводу качества деятельности студентов, призывая их к большему усердию и т. Но позицию автора в к методам воспитания относятся выбора педагогом методов воспитания их классификации можно расширить и дополнить. Подласый выделяет несколько факторов, которые определяют использование педагогом методов воспитания. Цель воспитания как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие, определяет отбор методов воздействия педагога на личность студента. Если конечной целью деятельности воспитателя стоит формирование свободной личности, способной к поступательному созидательному развитию себя и позитивному преображению существующего общества, с которым индивидуум к методам воспитания относятся в согласии и гармонии, то на первый план выходят такие методы, как диспут, этическая беседа, поощрение и сводится к минимуму применение нотаций, лекций, соревнования и наказания. В современном образовательном процессе вуза, как и других к методам воспитания относятся учреждений, нарастает противоречие между целью воспитания и его содержанием. Необходимо помнить, что одни и те же цели и задачи могут быть наполнены различным смыслом, стимулировать различные мотивы поведения. Так, например, воспитание законопослушного гражданина может осуществляться в ходе устрашения наказанием, а может идти по пути формирования гражданского сознания у воспитанников. Очень важно, в связи с этим, соотносить методы воспитания не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом данного процесса. Смысл как особая трактовка индивидуумом значения тех или иных явлений, сообщений или действий, напрямую зависит от социального опыта человека, от его возраста, выраженного уровнем развития нравственных и моральных качеств. Очень часто к методам воспитания относятся группа бывает крайне неоднородна в плане социально-культурной зрелости молодых людей. Одни из них, поступая в университет, сохраняют еще взгляды и убеждения, к методам воспитания относятся для подростков, другие — представляют собой личности с твердыми принципами и по силе характера могут превосходить педагога. К к методам воспитания относятся, для информационного общества все более характерен первый тип молодых людей. Работать с ними затруднительно в том плане, что при несформированности должного уровня личностных качеств, степень их притязаний гораздо выше, чем у подростков. Сложность же работы с воспитанниками, имеющими твердые принципы, заключается в том, что педагог может встретить жесткое противодействие с их стороны, что крайне затруднит его воспитательную и преподавательскую работу. Поскольку студенческое сообщество представляет собой динамичное образование, которое развивается от группы к коллективу, воспитательные методы не являются постоянными. По мере развития коллективных форм самоуправления, методы педагогического воздействия меняются. Их гибкость является необходимым условием успешного сотрудничества людей, включенных в образовательный процесс. Особенности студенческого коллектива, с которым взаимодействует педагог, определяются специфическими чертами личностей, входящих в него. Это стимулирует необходимость индивидуальной корректировки методов воспитания. На отбор методов воспитания применительно к конкретной группе студентов оказывают большое влияние условия и средства воспитания, а также квалификация педагога. Воспитатель может воспользоваться только теми методами, которыми он владеет и для которых есть соответствующие условия. Так, например, воспитание необходимости заботиться о пожилых и более слабых людях будет невозможно при использовании лекций и нотаций, необходимо создавать специальные воспитывающие ситуации. Еще один ресурс, который во многом определяет характер методов воспитания — это временной показатель. В условиях, когда педагог взаимодействует со студентами небольшой промежуток времени, он использует методы, оказывающие наиболее сильное воздействие на воспитанников. Как правило, к сильнодействующим методам относятся меры, отрицательно окрашенные в эмоциональном плане. Человек наиболее сильно переживает отрицательные эмоции. Оскорбленное самолюбие вызывает намного большее по силе и длительности переживание, чем самолюбие поддержанное. Наказание помнится дольше, чем поощрение, а негативное к методам воспитания относятся — дольше, чем позитивное и т. Сильнодействующие меры обычно используют педагоги с авторитарным стилем управления студенческой группы. При данном стиле достигаются наибольшие результаты в кратчайшие сроки, но эмоциональное благополучие в таких условиях не формируется. Этот к методам воспитания относятся можно ликвидировать только за счет перехода к щадящим методам воспитания, которые характерны для демократического стиля организации воспитательной работы. Щадящие методы воспитания, такие, как убеждение, увещевание, постепенное приучение и пр. Выбирая сильнодействующие или щадящие методы воспитания педагог всегда опирается на предполагаемые последствия применения того или иного способа воздействия на личность студента. Специфика образовательной деятельности в вузе часто приводит к тому, что воспитательный процесс в отличие от обучения становится стихийным к методам воспитания относятся неуправляемым. Это порождено тем, что методы воспитания выбираются педагогом случайно, без предварительной подготовки и подчиненности конкретной цели, а порой из-за незнания сущности самих методов воспитания. В литературе приводится достаточно много классификаций методов воспитания. По сути каждая к методам воспитания относятся классификаций рассматривает сходные явления, различаются только точка зрения и базовые компоненты, на которые опираются исследователи. В данной классификации выделяются три группы методов: — методы формирования сознания личности убеждение, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример ; — методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации ; — методы стимулирования поведения и деятельности соревнование, поощрение, наказание. Как мы уже отмечали выше, наиболее сильнодействующими методами являются к методам воспитания относятся стимулирования поведения и деятельности. В связи с этим данные методы требуют особой осторожности при использовании их в образовательном процессе как вуза, так и любого другого учебно-воспитательного заведения. Соревнование представляет собой метод воспитания, который помогает активизировать и стимулировать общественно полезную деятельность путем сравнения и оценки ее результатов. Важную роль в соревновании имеет поощрение всех участников, наряду с победителями. Разрабатывая условия соревнования, педагогу необходимо исходить из реальной ситуации и конкретных актуальных образовательных задач. Соревнование может стать эффективным способом воспитания, только если помогает объединить членов студенческой группы к методам воспитания относятся коллектив, а не разобщает его, вносит смуту. Хотя, порой, педагоги используют негативные стороны соревновательной деятельности для ослабления коллектива, которым становится намного легче управлять. Подобные тенденции не должны иметь место в образовательном процессе, так как приводят к негативным социальным последствиям. Поощрение является одним из видов моральной санкции. По своей сути, оно является положительным воздействием авторитетного лица на человека или группу людей с целью закрепления достигнутых результатов и засвидетельствования их одобрения. Поощрение выражается в признании, как правило, публичном, заслуг и связано с повышением социального статуса. Используя в своей работе метод поощрения, педагогу необходимо помнить, что он будет эффективно работать только в том случае, если воспитанники будут относиться уважительно к своему воспитателю и его мнение для них будет важно. В противоположность поощрению педагог может использовать наказание. Наказание используется в тех случаях, когда студент не выполняет установленных требований и нарушает принятые в обществе нормы и правила поведения. При помощи наказания педагог подводит воспитанника к осмыслению неблаговидности своего поступка, пониманию недопустимости совершенного, осознанию вины и формированию психологического барьера для повторного совершения подобных действий. Наказание может иметь форму порицания, выговора и пр. Оно не может выражаться в физическом и психическом насилии по отношению к воспитанникам, так как это противоречит принципу гуманизации образования, а также нормативно-правовым основам организации образовательной деятельности в Российской Федерации. Так, например, провинившегося студента педагог не может лишить еды или сна, не может унижать его честь и достоинство. К методам воспитания относятся, эффективность педагогической работы высшей школы во многом зависит от методов к методам воспитания относятся, которые применяются при организации и осуществлении взаимодействия субъектов образовательного процесса. В отличие от методов обучения методы воспитания трудно регламентировать, так как их выбор определяется множеством факторов. Несмотря на большое количество рекомендаций по созданию комплекса воспитательных методов при работе с коллективом к методам воспитания относятся людей в образовательных учреждениях, педагогу необходимо опираться на данные, полученные эмпирическим путем, анализируя их с помощью теоретических положений педагогической науки, а не останавливаться только на описанном другими педагогами практическом опыте. Педагогика: новый курс: учеб. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности : учеб. Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку. Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.



COPYRIGHT © 2010-2016 kpn3.ru